Тартини Джузеппе (Tartini)

ТАРТИНИ (Tartini) Джузеппе (1692, Пирано — 1770, Падуя) — итальянский композитор, скрипач и теоретик. Получил широкое гуманитарное образование. Композицию изучал в монастыре умбрийского города Ассизы под руководством известного чешского музыканта Б. Черногорского. Игрой на скрипке долгое время занимался лишь как любитель. Однако благодаря огромному таланту и величайшей настойчивости вскоре достиг подлинного совершенства, превзойдя, по отзывам современников, даже игру А. Корелли. С 1721 г. Тартини занимает должность скрипача и дирижера падуанской капеллы. Впоследствии он много гастролирует по Италии, в течение 2-х лет служит придворным музыкантом в Праге (это была его единственная поездка за границу). Вновь поселившись в Падуе, Тартини основал там ставшую вскоре знаменитой скрипичную школу; его учениками были такие выдающиеся скрипачи XVIII в. как П. Нардини, Г. Пуньяни, Д. Феррари, И. Г. Науман, Й. Граун, П. Бини и др.

Тартини оставил огромное количество сочинений, главным образом скрипичных. В их числе — около 150 концертов (в них окончательно утверждена и развита форма сольного скрипичного концерта), свыше 100 сонат для скрипки с басом (в сопровождении чембало), трио-сонаты и др. Стиль композитора отмечен грациозностью мелодики, совершенством формы, изобилием тонких виртуозных деталей. Выдающимися его образцами по праву считаются знаменитые сонаты «Дьявольские трели» (прочно утвердившиеся в скрипичном репертуаре) и «Покинутая Дидона». Большое значение имеет его монументальный цикл «Искусство смычка» (50 вариаций на тему гавота Корелли) — своеобразный свод технических принципов, имеющий, несмотря на сугубо педагогическое назначение, высокую художественную ценность. Тартини был, кроме того, одним из виднейших итальянских музыкальных теоретиков XVIII в. Он автор «Трактата о музыке» (1754), в котором впервые доказано существование комбинационных тонов (гармонических призвуков), а также ряда других работ.

Adblock
detector