Ars nova

ARS NOVA (лат. — новое искусство) — определение, закрепившееся за музыкальным искусством эпохи раннего Возрождения (XIV в.) и распространившееся на все наиболее прогрессивные формы и жанры музыкального творчества и музыкальной эстетики той поры. Свое название оно заимствовало из заглавия знаменитого трактата, написанного между 1320 и 1325 гг. видным французским музыкальным теоретиком, композитором и философом Филиппом де Витри (1291—1361). Новаторские для своего времени принципы и тенденции ars nova основывались на эстетике гуманизма и сложились под несомненным влиянием народного творчества. Поэтому для музыки ars nova типичны опора на светские жанры, широкое использование музыкальных инструментов, связь с бытовой песенностью. Во многом порывает с церковной схоластикой и музыкальная теория XIV в.: постепенно утверждается примат естественности восприятия, более свободными и гибкими становятся правила многоголосного письма.

Понятие ars nova чаще всего связывают с музыкальным искусством Франции и Италии (в применении к Италии употребляют также термин Trecento, что означает XIV в.). Новое искусство расцветало прежде всего в городах, основными его центрами стали Париж и Флоренция. Наиболее типичные жанры ars nova — мадригал, мотет, баллада, а также рондо, качча и др. Эта эпоха дала миру двух выдающихся композиторов — француза Гийома де Машо (1300—1377) и итальянца Франческо Ландини (1325— 1397).

Adblock
detector