ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА (sonata da chiesa; итал. chiesa — церковь)—разновидность сольной или ансамблевой сонаты XVII—XVIII вв., предназначавшейся первоначально для исполнения в церкви (см. Соната, Трио-соната). Отличительными чертами такой сонаты были возвышенно-патетический характер музыки, темповые контрасты между соседними частями, большая роль полифонических приемов развития. В отличие от другой разновидности жанра — камерной сонаты (sonata da camera) — церковная соната не содержала традиционной последовательности танцевальных частей (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Кроме того, характернейшей чертой ансамблевой церковной сонаты было наличие в ней органной партии.
Классический тип церковной сонаты сложился в творчестве итальянского композитора Дж. Б. Витали; 4 ее части следовали друг за другом по схеме: медленно — быстро — медленно — быстро. Своего расцвета жанр церковной сонаты достиг в музыке А. Корелли, Г. Пёрселла, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Показательно при этом, что со временем такие сонаты все больше отходили от образцов духовной музыки и становились типично светскими композициями. Так, уже у Корелли в нетанцевальной (т. е. фактически «церковной») сонате сопровождающий орган заменяется клавесином, а обозначение da chiesa отсутствует.