Ди Лассо (Lasso) Орландо (Ролан де Лассю, Roland de Lassus)

ди ЛАССО (Lasso) Орландо (настоящее имя и фамилия — Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор. Жизнь Лассо, как и многих других деятелей эпохи Возрождения, отмечена странствиями, насыщена разнообразными событиями, встречами с выдающимися людьми своего времени. Уроженец Фландрии, он вырос в Италии, жил во Франции, Англии и завершил свой путь придворным капельмейстером мюнхенской капеллы. Ярчайший представитель нидерландской школы, Лассо легко и органично осваивал жанровые и интонационные особенности музыкальной культуры Других стран и народов. По-своему преломив достижения итальянской, французской и немецкой музыки, он создал блистательные образцы во многих жанрах, придавая всему отпечаток своей могучей индивидуальности. Даже в области культовой музыки (мессы, мотеты, псалмы) Лассо смело ломает сложившиеся традиции, привносит в духовные песнопения ряд приемов песенного и мадригального склада. Полнокровное, поистине «рубенсовское» искусство Лассо не смогла осилить даже прокатившаяся по всей Европе волна контрреформации, влияние которой пагубно отразилось на судьбах многих творцов XVI в. Еще в молодые годы Лассо достиг всемирной славы. Уже в середине XVI в. многие его сочинения были изданы в Антверпене, Париже, Лионе, Венеции, Мюнхене, Неаполе, Нюрнберге и других городах. Любовь и преклонение окружающих сопровождали его всю жизнь. В приложении к нему не казались чрезмерными титулы «князь музыки», «бельгийский Орфей», которыми его удостоили современники.

Исключительность дарования Лассо проявилась еще в детстве: известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел, прельстившись необыкновенной красотой голоса. В 12 лет он попадает в свиту вице-короля Сицилии Фердинанда Гонзаги. Сопровождая своего патрона, Лассо объездил многие города Италии и Франции. В конце 40 — начале 50-х гг. Лассо работает в Неаполе, Милане, Риме, Венеции, Антверпене. Он знакомится с музыкой итальянских и фламандских композиторов, с работами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, встречается с Тицианом, а также многими выдающимися поэтами и музыкантами. В 1556 г. Лассо, уже всемирно известный композитор, попадает в Мюнхен. Здесь он проводит последние 38 лет жизни, возглавляя (с 1563 г.) придворную капеллу.

Творческое наследие Лассо огромно. Он едва ли не самый плодовитый композитор в истории музыки. В общей сложности им написано свыше 2000 композиций: более 50 месс, около 100 магнификатов, почти 1200 мотетов, огромное количество песен (немецких, французских, итальянских), несколько сборников мадригалов и т. д. Лассо воспринимается нами как типично вокальный композитор, культивировавший стиль a cappella. Между тем, опусы его подразумевали инструментальное сопровождение, хотя по традиции оно и не фиксировалось. Многообразны источники поэтических текстов, которые выбирал композитор; это стихи Виргилия, Горация, Петрарки, Тассо, Ронсара (показательно, что в эпоху контрреформации Лассо решается писать музыку даже на тексты М. Лютера).

Обращаясь к различным жанрам, Лассо создавал яркие, убедительные картины и зарисовки современной ему жизни, пленяющие истинно шекспировской многогранностью, сочностью, выразительностью. Его стиль органично сочетает высочайшее профессиональное мастерство с ясностью и доходчивостью музыкального языка. Поэтому Лассо — не только один из самых глубоких, но и один из самых демократических художников позднего Возрождения. Наибольшую ценность представляют его светские сочинения, главным образом французские шансон, немецкие многоголосные песни, итальянские вилланеллы. Здесь нашли блестящее претворение многие черты народного песнетворчества: живые, порой острые сюжеты (уличные сценки, шуточные и бытовые зарисовки, сатира на духовенство), характерные интонации, танцевальные ритмы. Такие хоровые миниатюры Лассо, как «Эхо», «Тик-так», «Солдатская серенада» и другие пользуются широкой известностью и в наши дни.

Лучшие черты стиля Лассо (народнопесенный склад мелодии, рельефность тематизма, острота контрастных сопоставлений) ярко проявились и в области культовой музыки. К числу крупнейших достижений композитора относятся 7 «Покаянных псалмов Давида» («Psalmi Davidis poenitentiales», 1565) и «Страсти по Матфею». Безусловно, один из ведущих жанров в творчестве Лассо — мотет; в 1604 г. по инициативе сыновей композитора были отобраны 516 лучших его мотетов, которые вышли под названием «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum»).