Джезуальдо дон Карло (Gesualdo), князь венозский, Джезуальдо ди Веноза

ДЖЕЗУАЛЬДО (Gesualdo) дон Карло, князь венозский, Джезуальдо ди Веноза (около 1560, Неаполь — 1613, там же) — итальянский композитор. Один из ярчайших представителей музыкального искусства эпохи позднего Возрождения, Джезуальдо (как и многие его современники) был разносторонне одаренной личностью. Биография его отмечена романтическими событиями, а творческий путь (особенно в поздний период) насыщен неустанными поисками новых, порой неожиданных для того времени выразительных средств и приемов.

Джезуальдо происходил из богатого дворянского рода (дядя его был архиепископом в Неаполе). К музыке он пришел в зрелом возрасте; учился у П. Ненна, автора многочисленных мадригалов; некоторое время также занимался под руководством придворного органиста Л. Луцаски, был в дружеских отношениях с Тассо и другими выдающимися современниками — поэтами и музыкантами. Великолепно играл на лютне, органе, клавишных струнных инструментах (был знаком с хроматическим аркичембало, сконструированным Н. Вичентино).

Джезуальдо — выдающийся мастер мадригала конца XVI — начала XVII вв. Он вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов, создатель неповторимо уникального стиля. Искусство Джезуальдо отмечено экспрессивностью, остротой, неожиданностью контрастных сопоставлений, утонченностью, а порой изысканностью выражения, поразительной творческой изобретательностью. Его достижения в области гармонии опередили свою эпоху и предвосхитили многие черты гармонического стиля XVII—XVIII вв. Младший современник выдающегося мастера мадригального жанра Л. Маренцио, Джезуальдо противопоставляет его созерцательно-лирическим опусам неистовый драматизм, мрачную патетику, изысканную томность своих мадригалов. Естественно, что новизна содержания обусловила и остроту выразительных средств: в мадригалах Джезуальдо постоянно используются диссонирующие сочетания, резкие регистровые контрасты, музыкальная ткань их обильно насыщена хроматизмами, неожиданными паузами, свежими мелодическими оборотами. Согласно сложившимся к концу XVI в. традициям, Джезуальдо применяет в своих мадригалах 5-голосное сложение. Всего композитор выпустил 6 сборников мадригалов; первые 4 вышли в 1594—1596 гг., последние 2 — в 1611 г. Через 13 лет после смерти Джезуальдо (1626) был издан сборник его 6-голосных мадригалов; других сочинений композитора не сохранилось.