Галантный стиль

ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ (от франц. galant — учтивый, изысканный) — стиль европейской музыки, получивший широкое распространение в начале и середине XVIII в. По аналогии с господствовавшим в то время направлением изобразительного искусства часто именуется стилем рококо. В противовес «ученой» полифонии и возвышенной строгости классицизма сторонники галантного стиля выдвинули иные критерии: музыка, по их мнению, должна выражать деликатно-нежные чувства, приятные эмоции, она прежде всего призвана доставить слушателю наслаждение. Наряду с требованиями ясности и доступности музыкального языка, эстетика галантного стиля подчеркивала, что музыка должна напоминать утонченную речь, своего рода элегантную светскую беседу. Естественно, что, следуя этим требованиям, композиторы стали обращаться к более легковесным сюжетам, к идиллически-пасторальной тематике, к более изысканной манере высказывания. Так в сценическом искусстве начинает преобладать развлекательность и чисто внешняя эффектность. Оперы и балеты нередко теряют композиционно-драматургическую четкость, приближаясь по структуре к развернутому дивертисменту. В инструментальной музыке ведущую, роль приобретает миниатюра; в вокальном творчестве получают широкое распространение игривые песни-романсы. Полифония почти полностью вытесняется гомофонно-гармонической манерой изложения, причем особенно характерными свойствами галантного стиля становятся легкая, «воздушная» фактура, обильное применение всевозможных мелизмов, использование динамических контрастов.

Многие представители галантного стиля, отразив в своем творчестве существенные его признаки, были в действительности художниками широких взглядов и стихийно преодолели некоторую ограниченность и условность, свойственные основополагающим эстетическим критериям этого стиля. В числе таких композиторов — выдающиеся французские клавесинисты Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо (музыкально-сценические произведения Рамо также переросли рамки галантного стиля), немецкие композиторы Р. Кейзер и Г. Ф. Телеман, итальянцы Д. Скарлатти и Д. Перголези.

В середине и 2-й половине XVIII в. в музыке галантного стиля намечается стремление к большей естественности выражения чувств, большей напевности, «чувствительности» мелодии, к более широкому кругу образов, настроений, эмоций. Все эти качества постепенно привели к формированию венской классической школы. Следует указать, что термин «галантный стиль» (равно как и термин «рококо») не получил всеобщего распространения. Часто по отношению к этому направлению пользуются понятием предклассического (или раннеклассического) стиля.

Добавить комментарий

Adblock
detector