Кейзер Рейнхард (Keiser)

КЕЙЗЕР (Keiser) Рейнхард (1674, Тейхерн, близ Вайсенфельса — 1739, Гамбург) — немецкий композитор. Музыкой занимался под руководством отца, известного в свое время органиста и композитора Готфрида Кейзера. Затем учился в лейпцигской школе св. Фомы. В начале 90-х гг. XVII в. служил при Брауншвейгском дворе, где, по всей вероятности, совершенствовался у австрийского музыканта И. 3. Куссера. С 1694 г. связал свою судьбу с гамбургским оперным театром, для которого создал огромное количество опер. Сложные перипетии бурной, насыщенной романтическими событиями жизни Кейзера приводили его к частым переездам: в 1717—1727 гг. он служил капельмейстером во многих городах Европы. Несколько лет композитор провел в Копенгагене, в 1731 г. посетил Россию, побывав в Москве и Петербурге. В 1728 г. Кейзер получил должность кантора гамбургского собора.

Перу Кейзера принадлежит более 100 опер (многие из них утеряны). Композитор редкого мелодического дарования, блестящий мастер музыкальной декламации, Кейзер был первым автором, принесшим немецкой опере мировую известность. От его достижений во многом отталкивался Г. Ф. Гендель, он оказал огромное влияние на К. В. Глюка и особенно на В. А. Моцарта. И. Маттезон называл его «императором пения». Кейзеру были одинаково доступны и героико-исторические, и мифологические, и комедийно-бытовые сюжеты. Органично претворив в своей музыке элементы родного фольклора и опыт, итальянских мастеров, Кейзер выработал сугубо индивидуальный стиль, отмеченный легкостью и свежестью музыкального почерка, простотой и поэтичностью мелодики, яркостью и выразительностью оркестровых средств. Среди лучших опер Кейзера — «Октавия» (1705), «Альмира» (1706), «Лейпцигская ярмарка» (1710, один из первых опытов немецкой комической оперы), «Крез» (1711), «Уллис» (1722), «Забавный принц Йоделет» (1726, блестящий образец музыкальной пародии на жанр оперы-сериа). Кроме опер, наследие Кейзера включает кантаты, оратории, мессы, пассионы, мотеты, серенады и др.

Adblock
detector