КОНЦЕРТ — виртуозное произведение для солирующего инструмента (реже для 2—3-х) с сопровождением оркестра. Слово «концерт» произошло из 2-х источников: лат. concertare — состязаться, по-итальянски concerto — гармония, согласие. Показательно, что оба эти значения в равной степени отражают сущность жанра: с одной стороны, в концерте «соревнуются» солист и оркестр, с другой — их взаимодействие и взаимопроникновение в конечном счете образуют гармоничное целое. Инструментальный концерт зародился в Италии в конце XVII в. Ранние его образцы, принадлежавшие перу Дж. Торелли, А. Страделлы, А. Корелли, обнаруживают воздействие concerto grosso, в котором, как известно, всей массе оркестра противопоставлялась группа из 3-х инструментов (так называемые concertino — 2 скрипки с виолончелью или 2 гобоя и фагот). В сольном же концерте богатству оркестрового звучания стали противопоставлять самостоятельную, органически развивающуюся партию солиста.
В 1-й половине XVIII в. классический тип сольного 3-частного концерта (по схеме: быстрая часть — медленная — быстрая) создали А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Перу Вивальди принадлежит 454 концерта для различных инструментов, главным образом для скрипки; его справедливо считают создателем сольного скрипичного концерта. Среди сочинений И. С. Баха — несколько клавирных и скрипичных концертов (в т. ч. для 2-х, 3-х и 4-х клавесинов, 2-х скрипок и т. д.). В наследии Генделя важное место занимают органные концерты. Со 2-й половины XVIII в. жанр сольного концерта получает все большее значение в творчестве композиторов различных национальных школ. Термин «концерт» закрепился также за развернутым вокально-хоровым или вокально-инструментальным сочинением духовного содержания, в котором сопоставлялись («состязались») 2 или несколько партий,— вокальных (хоровых) или инструментальных. Первые концерты такого типа, появившиеся в Италии в XVI в., были основаны на полифонических приемах письма.