Опера

ОПЕРА — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой — вокальной и оркестровой (по-итальянски opera — сочинение). Истоками оперы послужили и народные музыкально-драматические представления, широко распространившиеся в разных странах еще со времен раннего средневековья; и многочисленные вокальные жанры, достигшие в процессе развития драматургической яркости и выразительности (мадригалы, мотеты, пассивны, развернутые песни изобразительного характера); и всевозможного рода пышные увеселительные зрелища, происходившие при дворах знатных феодалов. Непосредственными же предшественниками оперного жанра явились мадригальные комедии, придворные балетные спектакли, интермедии в драматическом театре, а также музыкальные представления пасторального типа. Первые оперные произведения возникли на рубеже XVII в. во Флоренции. Желание возродить основные принципы древнегреческого театра, стремление к синтезу поэзии, драмы и музыки (в противовес «ученой» полифонии XV — XVI вв.), стали эстетическим credo небольшой группы ученых, художников, музыкантов, поэтов, которая вошла в историю под названием «Флорентийской камераты». (Идеи подобного рода «носились в воздухе», но именно в Италии конца XVI в. создались благоприятные предпосылки для их воплощения.) Члены камераты — композитор, певец, органист Якопо Пери и поэт Оттавио Ринуччини — создали первую в истории музыки оперу. Это была «Дафна», исполненная в конце 1597 г. (по новому стилю в 1598 г.) в доме Якопо Кореи, просвещенного любителя музыки, одного из руководителей флорентийской камераты (музыка «Дафны» не сохранилась). Среди первых дошедших до нас опер две были написаны на сюжет известного мифологического сказания об Орфее и имели одинаковое название «Эвридика». Одна из них принадлежала Я. Пери, другая — видному итальянскому композитору, певцу и педагогу Джулио Каччини (вопрос о первенстве написания «Эвридики» до сих пор остается предметом дискуссии). Стиль ранней флорентийской оперы основан на господстве речитатива (нечто среднее между обычной речью и певучей мелодией); отсутствие арий, ансамблей, статичность действия,— все это сближало первые оперы с пасторальными представлениями и драматическими мадригалами конца XVI в.

Новый жанр развивался бурно, стремительно, перенимая многие стилевые признаки сценической и светской музыки. Уже в начале XVII в. появляются первые классические образцы оперы. Их автор — великий итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Смело отбросив монотонную декламацию, Монтеверди ввел в оперу ариозные номера, драматические хоры, которые и сочетании с речитативами ярко характеризовали внутренний мир действующих лиц. Он впервые создал тонкие музыкально-психологические портреты персонажей; ему принадлежит также первая оперная увертюра и первый оперный дуэт. Значение его опер необычайно велико, а такие создания, как «Орфей» и «Коронация Поппеи», не утратили по сей день высокой силы художественного воздействия.

Из Флоренции и Мантуи (где были поставлены ранние оперы Монтеверди) первенствующее положение итальянского оперного центра переходит к папскому Риму. Здесь в операх господствуют мифологические и аллегорические сюжеты; большая, едва ли не ведущая роль принадлежит пышным хоровым сценам. Вместе с тем, в Риме создается и первая в истории комическая опера «Надейся, страждущий» В. Маццоки и М. Мараццоли (1637) на сюжет из «Декамерона». В том же году в Венеции состоялось открытие первого публичного оперного театра («Сан-Кассиано»), и вскоре этот город становится оперной столицей Италии. Из венецианских композиторов, создателей опер, особенно выделяются Франческо Кавалли (он впервые применил для обозначения жанра термин «опера»; до того пользовались определениями «музыкальная драма», «музыкальная сказка» и т. п.) и Марк Антонио Чести, чья опера «Золотое яблоко» (1667) стала типичным образцом оперного барокко — пышного декоративного зрелища, столь характерного для придворных празднеств того времени.

В конце XVII в. в Неаполе складывается оперная школа, сумевшая обобщить и закрепить достижения нескольких поколений оперных композиторов. Именно здесь сформировалась так называемая опера-сериа (итал. seria — серьезная), основные стилевые черты которой были во многом близки придворно-аристократической эстетике. Оперы-сериа сочинялись обычно на сюжеты мифологического или героико-исторического характера. При почти полном отсутствии хоровых сцен и небольшой роли ансамблевых номеров опера-сериа быстро превратилась в арену для «состязаний» солистов, а условность многих драматургических приемов, разрыв между музыкой и сценическим действием (наметившийся уже в ранних образцах этого жанра), стремление к вокальной виртуозности в ущерб художественной правде выражения привели к тому, что ее стали не без основания именовать «концертом в костюмах». Между тем, роль оперы-сериа в развитии оперного жанра чрезвычайно велика. В ней впервые воцарилась выразительная кантилена, связанная в своих истоках с итальянской народной песенностью. Содержательной, драматургически насыщенной стала партия оркестра. Сложились разнообразные виды оперных арий. Утвердились 2 основных типа речитатива — сухой (близкий к разговорной речи) и аккомпанированный (более мелодизированный, ритмически определенный). Именно с появлением оперы-сериа начался подлинный расцвет европейского оперного искусства. Крупнейшим мастером этого жанра был Алессандро Скарлатти, создавший свыше 115 опер (наиболее значительная из них «Тигран», 1715). Из других мастеров, охотно обращавшихся к опере-сериа, следует упомянуть Никола Порпору, Леонардо Винчи, Леонардо Лео, Никколо Йомелли и др. Много выдающихся образцов опер-сериа создал Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь», «Роделинда», «Ринальдо», «Тамерлан», «Ксеркс» и др.). Виднейшими либреттистами этого рода опер были А. Дзено и особенно П. Метастазио.

Из Италии опера быстро распространилась в другие страны. Уже к середине XVII в. она стала едва ли не самым популярным жанром в Европе. Первая немецкая опера «Дафна» принадлежит Г. Шютцу (она была поставлена в 1627 г. в Торга у, музыка ее не сохранилась). Между тем в Мюнхене, Дрездене и других немецких городах прочно обосновались итальянские труппы, ставившие оперы соотечественников. Исключение — Гамбург, где в 1678 г. был открыт немецкий оперный театр. Деятельность этого театра тесно связана с творчеством замечательного композитора Р. Кейзера, написавшего только для Гамбурга около 75 опер (на историко-легендарные, мифологические, комедийно-бытовые сюжеты). Создателем английской национальной оперы стал Генри Пёрселл. Его «Дидона и Эней» (1689) по праву считается не только шедевром оперного искусства XVII в., но и одной из лучших опер в мировом классическом наследии. В испанском искусстве XVII в. получила широкое распространение своеобразная разновидность оперы — сарсуэла — музыкально-театральный жанр с большим количеством вокальных и инструментальных номеров. Франция в эту же эпоху, выдвинула так называемую лирическую трагедию — пышный, монументальных масштабов оперный спектакль, где характер музыкальной декламации был «подсказан» особенностями речевой стилистики пьес П. Корнеля и Ж. Расина. В лирической трагедии ярко отразились идеи и творческие принципы классицизма. Основоположником этого жанра стал Ж. Б. Люлли; к числу лучших образцов лирической трагедии обычно относят его «Армиду» (1686), «Ациса и Галатею» (1686), «Исиду» (1677), «Тезея» (1675), «Атиса» (1676) и др. В XVIII в. этот жанр получил развитие в творчестве Ж. Ф. Рамо и К. В. Глюка.

Во Франции, а также в некоторых других странах расцвел и жанр оперы-балета, т. е. такого оперного спектакля, в котором танцевальные эпизоды занимали столь же важное место, как и вокальные; в XVII—XVIII вв. известностью пользовались оперы-балеты Ж. Б. Люлли («Триумф любви», «Храм мира»), А. Кампра («Галантная Европа», «Венецианские празднества»), Г. Шютца («Орфей»), Ж. Ф. Рамо («Галантная Индия»), Г. Ф.Генделя («Верный пастух», «Праздник на Парнасе», «Гименей») и др.

Если опера-сериа привлекла внимание композиторов различных стран, то возникшая в противовес ей в 1-й половине XVIII в. опера-буффа (итал. buffa — комическая) стала типичным порождением итальянской культуры (показательно, что термин «опера-сериа» возник лишь после появления оперы-буффа). Новый жанр впитал лучшие традиции итальянского комедийного театра (К. Гольдони) и народно-бытового песенного творчества. Благодаря веселым, занимательным сюжетам (преимущественно из городского быта) и мелодичной музыке, жанр оперы-буффа пользовался популярностью среди демократических слоев населения. В отличие от комических опер Германии, Австрии, Франции, России, в опере-буффа отсутствовали разговорные сцены; вместо них широко применялся речитатив. Первый классик оперы-буффа — Джованни Баттиста Перголези; его «Служанка-госпожа» (1733) положила начало расцвету этого жанра. В середине и 2-й половине XVIII в. опере-буффа отдали дань многие итальянские композиторы: Б. Галлупи (он писал также оперы-сериа), Н. Пиччини, Д. Паизиелло, Д. Чимароза и др.

Новую страницу в истории оперы открывает творчество В. А. Моцарта. Эволюция жанра в XIX—XX вв. приводит к возникновению различных оперных школ и направлений, выдвигает ряд выдающихся мастеров во всех европейских странах.

Adblock
detector