Органум

ОРГАНУМ — наиболее ранний вид многоголосия, а также одна из простейших форм профессиональной полифонической музыки. Происхождение термина (лат. organum — орудие, инструмент) дает основание полагать, что в этой ранней многоголосной композиции подчеркивались именно инструментальные (органные) возможности одновременного звучания нескольких голосов,— в противовес одноголосному типу изложения. По мнению некоторых исследователей, слово «органум» указывает и на то, что один из голосов (не связанный с текстом) мог исполняться на органе (или на каком-нибудь другом инструменте).

Первоначально, в IX—X вв. термин «органум» означал простейший тип 2-голосия, основанный на параллельном движении голосов, главным образом — в кварту или квинту. Лишь в начале и конце композиции, а также при завершении относительно самостоятельных ее фрагментов оба голоса составляли унисон. Такой органум описал в своем трактате «Руководство музыки» фламандский монах Гукбальд (840—930). Наряду с этим, существовали и другие виды органума. Так, в «подвешенном» органуме один голос исполнял мелодию григорианского хорала, а другой повторял или долго выдерживал один звук. Если голоса двигались в противоположных направлениях, то органум назывался «блуждающим» (такой тип многоголосия подвергался официальному запрету).

Во многих трактатах раннего средневековья органум часто назывался диафонией. Так, английский теоретик Коттоний писал на рубеже XI—XII вв.: «Диафония есть соответственно подходящее разногласие, выполняемое по меньшей мере двумя певцами, так что один ведет основную мелодию, а другой искусно бродит по другим звукам; оба они иногда сходятся в унисоне или в октаве. Этот способ пения обычно называется органум, оттого, что человеческий голос, умело расходясь, звучит похоже на инструмент, называемый органом. Слово «диафония» означает двойной голос или расходящийся с основным».

В XII—XIII вв. 2-й голос в органуме получил собственный текст. Теперь ведущая мелодия (cantus firmus) поручается не верхнему голосу, а нижнему. Служившие его мелодической основой размеренные, медлительно протяжные напевы григорианского хорала играли роль своеобразного органного пункта в то время как верхний голос (или голоса) приобретал все большую гибкость, подвижность, становился солирующим. Такого типа органумы встречаются в творчестве выдающихся мастеров раннего многоголосия, регентов собора Парижской богоматери Леонина и Перотина. Среди органумов Леонина преобладают 2-голосные образцы; они были сведены им в капитальный труд — «Большая книга органума» («Magnus liber organ», 1160—1180 гг.), представлявший собой годовой круг церковного пения. Перотин, последователь Леонина, противопоставляет широко растянутому напеву хорала уже не один, а несколько виртуозно сплетающихся друг с другом, ритмически упорядоченных голосов. Сохранились также органумы из Шартра, который стал центром северо-французской певческой школы.

Добавить комментарий

Adblock
detector