Рубрика «Определения на букву Л»

Луцаски Луцаско (Luzzaschi)

ЛУЦАСКИ (Luzzaschi) Луцаско (около 1545, Феррара — 1607, там же) — итальянский композитор и органист. Ученик К. де Pope. С 1576 г. придворный органист и церковный капельмейстер. Современники считали Луцаски выдающимся органистом (сохранились восторженные отзывы о его игре). Наиболее известным из учеников итальянского мастера стал Дж. Фрескобальди. Среди сочинений Луцаски — 4- и 6-голосные мадригалы, …

Лютня

ЛЮТНЯ — струнный щипковый инструмент, широко распространенный в Европе в XV—XVII вв. Происхождение лютни относится к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н. э. Ею пользовались египтяне, персы, ассирийцы, греки, римляне. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня проникла в Испанию и вскоре стала популярной в Италии, Франции, Германии и других …

Лохеймский (лохамский) песенник

«ЛОХЕЙМСКИЙ (ЛОХАМСКИЙ) ПЕСЕННИК» («Locheimer (Lochamer) Liederbuch») — рукописный немецкий сборник XV в., содержавший около 50 песен и инструментальных обработок песенных напевов. Один из ценнейших источников немецкой музыки XIV— XV вв. Назван сборник, по-видимому, по имени некоего Вольфлейна фон Лохеймера (Лохамера). Место его создания — Нюрнберг. Сборник состоит из одноголосных и многоголосных песен преимущественно любовного содержания.

Лютер Мартин (Luther)

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483, Эйслебен — 1546, там же) — немецкий церковный реформатор. Учился в Эрфуртском университете. В 1512 г. получил степень доктора богословия. В течение многих лет читал лекции в Виттенбергском университете. Противник культового ритуала католицизма, Лютер утвердил исполнение духовных песнопений на немецком языке (в противовес традиционной латыни). При этом Лютер не только сочинял …

Леклёр Жан Мари Старший (Leclair)

ЛЕКЛЁР (Leclair) Жан Мари Старший («Гаже») (1697, Лион — 1764, Париж) — французский композитор, скрипач и балетмейстер. Начал артистический путь как танцор и балетмейстер. На музыкальное дарование Леклера обратил внимание итальянский скрипач Дж. Б. Сомис, который сделал его своим учеником. В 1728 г. Леклер переезжает в Париж, где его выступления пользуются большим успехом. В 1736 …

Лирическая трагедия

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (франц. tragedie lyrique) — французская большая опера XVII—XVIII вв., основанная главным образом на мифологических или исторических сюжетах (термин «лирическая» означает в данном случае «поющаяся»). Испытав сильное влияние классицисткой трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), этот жанр «усвоил» основные ее стилевые качества и композиционные признаки. Основу лирической трагедии составлял декламационный речитатив, близкий к возвышенно-патетической речи. …

Лур

ЛУР — старинный французский танец народного происхождения. Исполнялся неспешно, плавно, в сопровождении волынки, размер 6/4 Лур встречался в операх, балетах, инструментальных сюитах XVIII в. (напр. во Французской сюите № 5. И. С. Баха). Такое же название имел и старинный инструмент, одна из разновидностей волынки; по-французски «волынка» — loure; отсюда — и название танца.

Линейная нотация

ЛИНЕЙНАЯ НОТАЦИЯ — способ записи музыки, в котором при помощи параллельных линий удалось зафиксировать точную высоту звуков. Впервые встречающаяся в записях X в., эта система представляет собой значительный шаг вперед по сравнению в распространенной до нее невменной нотацией: здесь сочетается воедино наглядность невм с точностью буквенного письма. Сначала линии различались по окраске (нота до обозначалась …