Рубрика «Определения на букву С»

Сальтарелла

САЛЬТАРЕЛЛА (от итальянского saltare — прыгать, плясать) — старинный итальянский народный танец. Исполнялся в быстром, порою стремительном темпе, с характерными прыжками, размеры 3/8 или 6/8. Встречался в танцевальных сюитах ХVI в.

Секвенция — церковное песнопение

СЕКВЕНЦИЯ (лат. sequentia — последование) — церковное песнопение, возникшее из юбиляций, т.е. следовавшее за установленным напевом григорианского хорала. Импровизационный характер юбиляций затруднял их запоминание певчими. Поэтому к этим украшениям-вокализам стали сочинять тексты и распевать их таким образом, чтобы на каждую ноту напева приходился один слог. Подтекстовка, кроме того, превращала юбиляцию в ритмически более четкое и …

Сортсико

СОРТСИКО — старинный испанский танец. Наиболее типичные его черты — пунктирный ритм и малохарактерный для других европейских танцев 5-дольный размер. Сортсико встречается в тонадильях концах XVIII в. Позже эту форму использовали в своих инструментальных пьесах испанские композиторы П. Сарасате, И. Альбенис.

Сакс, Закс Ганс (Sachs)

САКС, Закс (Sachs) Ганс (1494, Нюрнберг — 1576, там же) — немецкий мейстерзингер, поэт и композитор (по профессии башмачник). Сочинил свыше 4000 песен, главным образом религиозного и лирико-бытового содержания. Многие из его напевов приобрели в Германии огромную популярность (например, так называемый «Серебряный напев»). Мелодии Сакса были опубликованы его учеником, известным мейстерзингером А. Пушманом в изданной …

Cantus firmus

CANTUS FIRMUS (лат. — неизменный, Установленный напев) — первоначально название, закрепившееся за напевами из григорианского антифонария. С распространением в церковной музыке многоголосия это название стало обозначать ведущий, основной голос полифонического сочинения, построенный на напеве григорианского хорала. В дальнейшем, с развитием светских полифонических жанров, термин cantus firmus употреблялся по отношению ко всякой музыкальной теме, которая неоднократно …