Рубрика «Определения на букву В»

Виола да гамба

ВИОЛА ДА ГАМБА — наиболее распространенная разновидность виол (см. Виолы). Название это (часто сокращенно — гамба) относилось к теноровым виолам. По технике игры, а также по размерам виола да гамба схожа с виолончелью: название инструмента (итал. gamba — нога) отражает его положение при игре. У виолы да гамба 6—7 струн, настроенных преимущественно по квартам. Обозначение …

Вёрджинел

ВЁРДЖИНЕЛ (вёрджиналь) — английское название одной из разновидностей клавесина. Происхождение этого названия связывают, с одной стороны, с латинским словом virgula — палочка, стержень (что подчеркивает способ звукоизвлечения в вёрджинеле), с другой — с латинским virgo — женщина (отражение популярности этого инструмента среди женщин — любительниц музыки). Вёрджинел представлял собой небольшой прямоугольный ящик с одинарными струнами, …

Ваганты

ВАГАНТЫ (от латинского vagantes — странствующий) — бродячие средневековые музыканты из среды студентов и школяров. В отличие от жонглеров, шпильманов, хогларов — типичных представителей устной традиции — ваганты были не только грамотными людьми, но нередко обладали незаурядным мастерством в латинском стихосложении. Их песни, связанные главным образом со студенческим бытом, отличались антицерковной направленностью, остроумными, часто пародийными …

Вилланелла

ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanella — крестьянская песня) — один из жанров итальянской (преимущественно неаполитанской) многоголосной песни, родственный фроттоле. Живой, непринужденный характер музыки, тесно связанной с деревенским фольклором, непосредственность выражения чувств, броские тексты (часто шутливые, полные метких и сочных сравнений), а также простота музыкально-выразительных средств способствовали широкой популярности вилланелл в самых различных слоях итальянского населения. Вилланеллы обычно …

Вивальди (Vivaldi) Антонио

ВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (около 1678, Венеция (?) — 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог. Имя Вивальди прежде всего связано с созданием и развитием жанра сольного инструментального концерта. Его концерты, глубокие и впечатляюще яркие, облеченные в ясную, логичную форму, служили своего рода эталоном совершенства для многих композиторов-современников. Сочинения Вивальди высоко ценили И. С. …

Виола

ВИОЛА — название старинных смычковых инструментов, распространенных в большинстве европейских стран в эпоху средневековья. Происхождение термина не установлено. В Германии смычковые носили название «фидель», что соответствовало итальянскому viola. В XV в. появляются так называемые «ножные» виолы (виолы да гамба), чаще всего именуемые просто виолами (см. Виолы); другая группа старинных виол получает название «виола да браччо», …

Виреле

ВИРЕЛЕ (от старофранцузского vireli — припев, рефрен) — музыкально-поэтическая форма, распространенная в XII—XV вв. во Франции и некоторых других европейских странах. Во многом сходная со средневековыми балладами и рондо, эта форма имеет одну характерную особенность: куплет в ней каждый раз обрамляется рефреном. Такой формой постоянно пользовались трубадуры и труверы; они слагали главным образом одноголосные виреле. …

Верачини (Veracini) Франческо Мария

ВЕРАЧИНИ (Veracini) Франческо Мария (1690, Флоренция — 1750, близ Пизы) — итальянский скрипач и композитор. Первоначальное образование получил у своего дяди Антонио Верачини, автора ряда скрипичных сонат, отмеченных сложностью и изобретательностью фактуры. Позже учился у Д. Казини и Ф. Гаспарини. Предпринятое по завершении образования концертное турне принесло Верачини признание и успех. (Показательно, что под впечатлением …

Векки (Vecchi) Орацио

ВЕККИ (Vecchi) Орацио (1550, Модена — 1605, там же) — итальянский композитор и капельмейстер. Учился музыке в родном городе у монаха-сервита С. Эссенга. Уже в молодые годы получил признание как педагог. Был каноником собора в Корреджо, в 1586—1596 гг. руководил капеллой и служил придворным капельмейстером в Модене. Векки по праву считался одним из выдающихся композиторов …

Андреас Веркмейстер (Werckmeister)

ВЕРКМЕЙСТЕР (Werckmeister) Андреас (1645, Беннекенштейн, близ Магдебурга — 1706, Хальберштадт) — немецкий музыкальный теоретик и органист. С 1664 г. служил церковным органистом во многих городах Германии (с 1696 г. — в Хальберштадте). Веркмейстер — один из первых немецких теоретиков, установивших определение ладов по их наклонению, — мажорному или минорному (средневековые лады классифицировались по иному признаку: …