Рубрика «Определения на букву В»

Валторна

ВАЛТОРНА — медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога (нем. Waldhorn, буквально — лесной рог). Как старинная, так и современная валторна представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Известная с давних времен, валторна первоначально служила для исполнения различного рода сигналов, а позднее — для фанфарной переклички во время охоты. …

Вилларт (Willaert, Villahart) Андриан

ВИЛЛАРТ (Willaert, Villahart) Андриан (между 1480—1490, Брюгге (?) — 1562, Венеция) — франко-фламандский композитор, ученик Ж. Мутона. С 1516 г. работал в Риме, затем в Ферраре и Модене, с 1527 г. до конца жизни занимал пост руководителя капеллы собора св. Марка в Венеции. Вилларт считается основоположником венецианской школы XVI в. Отличительные черты его творчества — …

Возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — эпоха в культурном и идеологическом развитии ряда европейских стран, обусловленная зарождением в этих странах буржуазных отношений. Расцвет эпохи Возрождения — XV и XVI столетия. По отношению к культуре и искусству Италии и Франции нередко употребляют также термин «раннее Возрождение», распространяя его главным образом на XIV в. (см. Ars nova). Само понятие «возрождение» …

Волынка

ВОЛЫНКА — народный духовой инструмент, с древнейших времен известный у многих народов. Состоит из кожаного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К мешку прикрепляется несколько трубок, одна из которых имеет отверстие (подобно свирели) и на ней можно исполнять несложную мелодию; остальные трубки издают какой-либо непрерывно тянущийся звук (обычно тонику или доминанту): отсюда выражение «тянуть …

Вольта

ВОЛЬТА (от итальянского voltare — поворачивать) — старинный парный танец итальянского происхождения (темп быстрый, размер 3-дольный); на рубеже XVI—XVII вв. пользовался большой популярностью во многих европейских странах, особенно во Франции и Англии. Кроме того, вольтой называют условное обозначение в нотном письме, указывающее на различие в окончании какого-либо эпизода при его повторении.

Виуэла

ВИУЭЛА (исп. vihuela) — испанский щипковый инструмент, широко распространенный в XVI—XVII вв. Будучи разновидностью гитары, виуэла в то же время переняла от лютни особенности корпуса, и поэтому ее часто считают инструментом промежуточным между гитарой и лютней. Виуэла имела 5 (иногда 7) двойных струн и 1 одинарную, на которой исполняли мелодию. Этот инструмент выполнял в Испании …

Вильянсико

ВИЛЬЯНСИКО (исп. villancico — деревенский напев) — один из наиболее популярных жанров испанской вокальной музыки эпохи Возрождения. По форме это песня (чаще всего многоголосная) с повторяющимся рефреном. Обычно вильянсико исполняли в сопровождении виуэлы. Для этого жанра характерна не только композиционная свобода, но и многообразие сюжетов: в народе были широко популярны любовные, пасторальные, религиозные, шуточные и …

Витали (Vitali) Джованни Баттиста

ВИТАЛИ (Vitali) Джованни Баттиста (около 1644, Кремона — 1692, Модена)— итальянский композитор и альтист. Учился у М. Каццати в Болонье, где около 1667 г. стал альтистом в оркестре собора св. Петрония, с 1674 г. капельмейстер придворной капеллы герцога Моденского. Скрипичное творчество Витали (церковные сонаты, танцевальные сюиты) сыграло существенную роль в становлении сонатной формы. Авторство известнейшей …

Виола да бардоне

ВИОЛА ДА БАРДОНЕ — одна из разновидностей виол (см. Виолы), называемая также баритоном. Была широко распространена в XVII—XVIII вв. По манере игры схожа с теноровой виолой. Кроме 6—7 игровых струн имела около 15 металлических резонансных струн. Тембр у виолы да бардоне глухой, несколько тускловатый. В отличие от других видов виол на этом инструменте можно было …