Палестрина Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)

ПАЛЕСТРИНА (Palestrina) Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525, Палестрина, близ Рима — 1594, Рим) — итальянский композитор. Творчество Палестрины по праву считается вершиной хорового искусства эпохи Возрождения. Именно с его музыкой связывают обычно то «прояснение» полифонического стиля, которое стало своего рода музыкальным символом эпохи. Вокальная полифония, достигшая высокого уровня в творчестве нидерландских мастеров, получила в Италии XVI в. широкое распространение. Вместе с тем, изощренный контрапунктический стиль, при котором смысл слов был начисто заслонен сложными сплетениями множества мелодически самостоятельных линий, претерпел на итальянской почве значительные изменения, постепенно приведшие к более прозрачному, уравновешенному и гармоническому звучанию. Ярчайшее воплощение эта тенденция получила в музыке Палестрины, причем композитор не только прочно утвердил подобного рода принципы, но и довел их до полного логического завершения. В композициях Палестрины хоровое многоголосие обретает принципиально новое качество, обусловленное тем, что имитационные переплетения голосов образуют в совокупности четкие гармонические «вертикали», и в итоге создается аккордово-полифонический стиль, обусловивший отчетливость передачи текста при исполнении. Такая манера письма (в сочетании с плавным и ритмически размеренным развертыванием каждого голоса) определила кроме того уравновешенность общего звучания, классическую ясность, простоту, доступность восприятия формы в целом. Эти же качества обусловили а cappell-ность стиля Палестрины: его вокально-хоровые композиции не нуждались в инструментальной поддержке. Подобные выразительные средства и приемы прямо вытекали из образно-художественных задач и особенностей содержания палестриновской музыки,— ее возвышенно-умиротворенного характера, лирико-поэтического строя, спокойно-просветленных, порой величаво-торжествеиных чувств и настроений. Палестрину часто — и справедливо — сравнивали с Рафаэлем. Сознательно избегая броских выразительных приемов и всякого рода эффектов, композитор (подобно его гениальному соотечественнику) неизменно достигал своей музыкой поразительного воздействия, не утратившего силы и по сей день.

Жизнь Палестрины, в противовес красочным «приключенческим» биографиям многих мастеров Возрождения (таких, как Жоскен Депре или Орландо Лассо, легко менявших покровителей, места службы и часто переезжавших из страны в страну), отмечена глубокой сосредоточенностью, устойчивостью быта: около 40 с лишним лет он безвыездно прожил в Риме, отдав свой талант, силы и знания руководству церковными хорами и сочинению духовных хоровых произведений. Музыкальная одаренность Палестрины проявилась рано. С детских лет он пел в церковном хоре, а в 19-летнем возрасте был органистом и руководителем хоровой капеллы при соборе родного города (его название стало впоследствии фамилией композитора). Переехав в Рим, Палестрина в 1551 г. становится учителем пения и дирижером детского хора при соборе св. Петра и в этом же году назначается капельмейстером капеллы. Через 4 года его приглашают певчим в папскую капеллу. Изгнанный оттуда (он был женат, что для папского певчего считалось недопустимым), Палестрина работает музыкальным руководителем в других церквах Рима, а с 1571 г. до самой смерти вновь находится на посту капельмейстера собора св. Петра. В этот период Палестрина носит официальное звание папского композитора (Maestro compositore — почетная должность, которую после него занимал лишь Ф. Анерио).

Основная часть наследия Палестрины — его мессы (всего более 100). Среди них особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло», а также «Assumpta est Maria», «Aeterna Christi munera», «Super voces musicalec» и др. Многие мессы Палестрины основаны на григорианских напевах; нередко композитор использовал в качестве тематической основы и народнопесенный материал. Кроме месс, перу Палестрины принадлежит свыше 250 мотетов (один из наиболее известных образцов этого жанра — «Stabat mater»), псалмы, импроперии, оффеттории, ламентации, магнификаты и др. В противовес бытующему представлению о Палестрине как композиторе, сочинявшем исключительно духовную музыку, надо заметить, что он также является автором свыше 100 светских мадригалов с их характерной для ренессансного искусства Италии любовной тематикой (в 1551 г. была издана 1-я книга мадригалов, в 1584 г. — 2-я). Показательно, что использованные в его духовных мадригалах тексты «Песни песней» (такое название носит и весь цикл) также отразили черты народной любовной лирики.