Реквием

РЕКВИЕМ (название происходит от первых слов текста «Requiem aeternam» — покой вечный) — многочастное траурное произведение для хора, обычно с участием солистов и органа (с XVII в. такого рода композиции включают и оркестровое сопровождение). Реквием возник в католической музыке средневековья как заупокойная месса и сразу сформировался как произведение полифонического склада. Кроме частей, обычно входивших в мессу (Kyrie, Sanctus, Agnus Dei и т. п.) в реквием включали Introitus, Dies irae, Gradual и др. Первый дошедший до нас многоголосный реквием принадлежит Й. Окегему. Из реквиемов, созданных в XVI, XVII и 1-й половине XVIII вв., следует упомянуть композиции П. де Ларю, Палестрины, О. Лассо, Ж. Модюи (его 5-голосный реквием, написанный в 1585 г., посвящен памяти поэта П. Ронсара), Ф. Кавалли, И. Керля, Ф. Фео, И. Фукса, А. Хассе, Я. Зеленки, Н. Иомелли и др.

Со 2-й половины XVIII в. реквием постепенно начинает утрачивать обрядовый характер и переходит на концертную эстраду. Таковы знаменитые реквиемы В. А. Моцарта, Л. Керубини, Г. Берлиоза, Д. Верди. С конца XIX в. название «реквием» закрепляется и за вокально-симфоническими произведениями, в основу которых положен не традиционный латинский текст, а какое-либо поэтическое сочинение скорбного или траурного характера.

Adblock
detector