ШАНСОН (франц. chanson — песня) — французская песня, главным образом, народная или — в наши дни — эстрадная. Термин chanson употребляется по отношению к самым различным видам французского песенного творчества разных исторических эпох. Так, в частности, называют и французскую многоголосную песню XV—XVI вв.— один из центральных жанров европейской музыки эпохи Возрождения. Именно в ней ярко и многосторонне проявились типично ренессансные черты: разнообразие сюжетов (от лирически-пасторальных до батально-гимнических), светские тексты, связь с народной мелодикой и танцевальными ритмами. Подкупает в chanson XV—XVI вв. простота выразительных средств, тонкое использование полифонических приемов (наряду с преимущественно 4-голосным аккордовым складом фактуры). Разнообразны и масштабы таких песен: среди них встречаются миниатюры и развернутые полотна, которые иногда называют теперь хоровыми фантазиями. «Французская многоголосная песня XV—XVI веков — это своего рода музыкальная энциклопедия французского быта того времени»,— писал знаток музыкального Возрождения Р. И. Грубер.
Chanson XV—XVI вв. относится к числу жанров профессионального творчества. К ней обращались многие французские композиторы той поры; среди них Клодель де Сермизи, Котле, Вилларт, Мулю, Майяр, Жане, Пассеро, Мутон, Ригифор и др. Крупнейшим мастером chanson был выдающийся композитор XVI века Клеман Жанекен, создавший более 200 песен. Приобретя огромное значение у себя на родине, французская chanson оказала сильнейшее влияние на музыкальный быт и профессиональное творчество Италии, Нидерландов и других европейских стран.
В ХХ в. к некоторым характерным чертам старинной французской chanson обращались К. Дебюсси, А. Онеггер, Ф. Пуленк.