ШЮТЦ (Schutz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (1585, Кёстриц, Тюрингия — 1672, Дрезден) — немецкий композитор. С 14 лет служил певчим в придворной капелле в Касселе. Получив образование на юридическом факультете Марбургского университета, Шютц уехал в Италию для изучения музыки. С 1609 по 1613 г. живя в Венеции, занимался у Дж. Габриели, которого впоследствии считал своим единственным учителем. У этого мастера Шютц научился монументальному искусству хоровой полифонии. Находясь в центре поисков и созидания новых форм, Шютц, как чуткий художник, не мог не ассимилировать идеи обновления музыкального языка, носившиеся в воздухе, и в своем искусстве сумел органично сплавить новое и старое. В Венеции Шютц издал первое сочинение, сразу привлекшее внимание музыкантов, — 5-голосные «Итальянские мадригалы» (1611). Возвратясь после смерти Дж. Габриели в Кассель, он работал там придворным органистом, а в 1617 г. занял должность придворного капельмейстера в Дрездене.
В 1627 г. в Торгау была поставлена созданная Шютцем первая в истории немецкой культуры опера «Дафна». К несчастью, ее музыка утеряна. Но сохранившееся либретто (текст О. Ринуччини, незначительно переработанный М. Опицем) свидетельствует, сколь стойкими были итальянские влияния в творчестве Шютца.
Несомненно, в частности, что принцип драматизации действия через музыку был импортирован им из Италии. (В 1628 г. композитор совершил второе большое путешествие в эту страну, где, по-видимому, встречался с Монтеверди.) Годы Тридцатилетней войны (1618—1648) привели почти к полному роспуску дрезденской капеллы. Шютц уезжает в Копенгаген (1633), живет попеременно в Ганновере, Гамбурге, Амстердаме. Лишь восстановление капеллы (1645) приводит его обратно в Дрезден, где он остается до конца жизни.
Современники называли Шютца «отцом новой немецкой музыки». Именно через его творчество Германия освоила те радикальные изменения музыкального стиля, которые зародились на итальянской почве в конце XVI — начале XVII вв. По масштабу дарования Шютц стоит в одном ряду с такими гигантами как Монтеверди, Люлли, Пёрселл. Но в отличие от них искусство Шютца крепче связано с духовной тематикой. Ни его опера «Дафна», ни балет «Орфей и Евридика» (первый балет в Германии, пост, в 1638 г.) не могут считаться характерными. Выражением нового музыкального стиля для Шютца стала оратория («духовные истории», «пассивны»). Одно из лучших сочинений этого жанра — «Рождественская история» (1664), фактически была первой немецкой ораторией. Необходимо заметить, что в обстановке трагических междоусобиц Тридцатилетней войны такие произведения Шютца, как «Страсти по Матфею» (на немецкий текст), или оратория «Семь слов Христа на кресте», звучали для немецкого народа с особой силой, невольно перекликаясь со страданиями, переживаемыми им в ту пору. Кроме больших монументальных произведений, Шютц сочинил множество «маленьких духовных концертов» (55), «священных симфоний» (около 70), мотетов, арий. В его вокально-инструментальных композициях ясно проступают черты монументального синтетического стиля. Органично соединив в своем творчестве различные пути, идущие от XVI и XVII вв., Шютц по праву завоевал славу крупнейшего композитора добаховской эпохи.