Увертюра

УВЕРТЮРА (от франц. ouvrir — открывать) — оркестровая пьеса, выполняющая роль вступления к опере, оратории, кантате, балету и т. п. Первый образец увертюры — вступление к опере К. Монтеверди «Орфей» (1607). (Показательно, что здесь композитор вводит в дополнение к увертюре тематический материал, появляющийся затем в наиболее драматургически значительных моментах спектакля; так уже на заре оперной эры впервые намечаются будущие связи увертюры с музыкой оперы).

В XVII в. четко определились 2 типа увертюр — французская и итальянская. Во французской увертюре медленное торжественное вступление и такого же характера заключение обрамляли среднюю — быструю — часть (обычно полифонического склада). Подобный тип увертюры особенно часто встречался в музыке Ж. Б. Люлли. Итальянская увертюра состояла из иного последования частей и строилась по схеме: быстро — медленно — быстро. Тип французской увертюры использован в оркестровых сюитах И. С. Баха (характерно, что сюиты Бах именует — по названию первых частей — увертюрами). Оба типа увертюр, французская и итальянская, сыграли важную роль в формировании жанра симфонии (см. Синфония).

Со 2-й половины XVIII в. увертюры к операм (а нередко к ораториям, кантатам и др.) пишутся преимущественно в сонатной форме. В XIX в. под названием концертных увертюр появились самостоятельные оркестровые пьесы, часто программные.

Adblock
detector