Рубрика «Определения на букву Д»

Диференсиас

ДИФЕРЕНСИАС (исп. diferencias, множ. число от di’ferencia — различие) — вариации в испанской инструментальной музыке XVI в. Наиболее выдающимся автором такого рода пьес (для лютни и органа) был Антонио де Кабесон,

Дуранте Франческо (Durante)

ДУРАНТЕ (Durante) Франческо (1684, Фратта-Маджоре, близ Неаполя — 1755, Неаполь) — итальянский композитор. Учился сначала у Г. Греко, затем у А. Скарлатти. С 1718 г. возглавлял различные музыкально-учебные заведения Неаполя. В числе его учеников — такие известные итальянские композиторы, как Дж. Перголези, Л. Винчи, Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Н. Йомелли, А. Саккини, Э. Дуни и …

Дискант

ДИСКАНТ (позднелат. discant — пение врозь, расчлененное пение) — одна из наиболее совершенных форм раннего многоголосия (XI—XIII вв.). В отличие от первоначальных образцов органума, где движение голосов было преимущественно параллельным и каждой ноте основного напева (сапtus firmus) соответствовала нота 2-го голоса,— дискант представлял собой более свободную композицию. Основной напев передавался здесь нижнему голосу, (который получил …

Дакён Луи Клод (daquin, d’Aquin)

ДАКЁН (Daquin, D’Aquin) Луи Клод (1694, Париж — 1772, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. Учился у известного органиста Л. Маршана. С 12-летнего возраста служил органистом в церквах (с 1739 г. — в придворной капелле). Во Франции получил также известность как превосходный исполнитель на клавесине. Среди композиций Дакена наибольшую ценность сохранили именно сочинения …

Дубль

ДУБЛЬ (франц. double — двойной) — видоизмененное повторение какой-либо пьесы в сюитах XVII—XVIII вв. При таких повторениях, которые отдаленно напоминали вариации, не менялись обычно ни размер, ни характер темы, ни гармонический ее строй. Чаще всего изменению подвергалось наклонение, т. е. после мажорного номера следовал минорный дубль или наоборот. Для дублей, по сравнению с начальным вариантом …

де Витри (Vitry, Vitriacus) Филипп

де ВИТРИ (Vitry, Vitriacus) Филипп (1291, Витри, Шампань — 1361, Мо) — французский поэт, музыкальный теоретик и композитор. Один из образованнейших людей своей эпохи, де Витри ярко проявил себя в различных областях деятельности. Кроме поэзии, музыки, философии, он занимался дипломатией: находясь на службе у французских королей Шарля IV, Филиппа IV, Жана II, постоянно выполнял их …

Дауленд Джон (Dowland)

ДАУЛЕНД (Dowland) Джон (1562, Далки, близ Дублина — 1626, Лондон) — английский композитор и лютнист. С именем Дауленда связана одна из значительных страниц истории английской музыки. Композитор большой культуры и широкого кругозора, он в молодости много путешествовал, побывав во Франции, Германии, Италии. По возвращении в Лондон (1588) Дауленд был удостоен степени бакалавра музыки. Многие обстоятельства …

Джезуальдо дон Карло (Gesualdo), князь венозский, Джезуальдо ди Веноза

ДЖЕЗУАЛЬДО (Gesualdo) дон Карло, князь венозский, Джезуальдо ди Веноза (около 1560, Неаполь — 1613, там же) — итальянский композитор. Один из ярчайших представителей музыкального искусства эпохи позднего Возрождения, Джезуальдо (как и многие его современники) был разносторонне одаренной личностью. Биография его отмечена романтическими событиями, а творческий путь (особенно в поздний период) насыщен неустанными поисками новых, порой …

Де Виктория (De Bictoria) Томас Луис (Лудовико Да Виттория)

де ВИКТОРИЯ (de Bictoria) Томас Луис (иначе Лудовико да Виттория) (около 1548, Авила — 1611, Мадрид) — испанский композитор, капельмейстер и органист. Детские годы музыканта прошли в Кастилии: по-видимому, он был певчим-хористом в родном городе. Юношей, подобно многим соотечественникам-музыкантам, Виктория едет в Рим (1565) для завершения образования. (Известно, что он брал уроки у Б. Эскобедо …

д’Англебер (d’Anglebert) Жан Анри

д’АНГЛЕБЕР (d’Anglebert) Жан Анри (около 1628, Париж—1691, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. В 1664—1674 гг. придворный клавесинист Людовика XIV (предшественником д’Англебера на этом посту был его учитель, известный французский клавесинист и композитор Ж. Шамбоньер). Среди сочинений д’Англебера — многочисленные пьесы для клавесина (в т. ч. сборник «60 Pieces de clavecin», Paris, 1689; …