Рубрика «Определения на букву Ш»

Шалмеи

ШАЛМЕИ — название дискантовой и сопрановой разновидностей старинных деревянных духовых инструментов язычковой группы (См. Бомбарда, Поммер). Получив известность еще в эпоху средневековья, шалмеи завоевали особую популярность в XVI— XVII вв.; вместе с бомбардами и поммерами шалмеи входили в состав духовых ансамблей того времени. Как и все инструменты язычковой группы, шалмей представлял собою узкую трубку (без …

Шамбоньёр, Шампьон де Шамбоньер Жак (Champion de Chambonnieres)

ШАМБОНЬЁР, Шампьон де Шамбоньер (Champion de Chambonnieres) Жак (около 1602 (Шамбоньер?) — ок. 1672, Париж) — французский клавесинист и композитор. Вырос в семье потомственных музыкантов, в 1642 г. сменил отца на посту придворного клавесиниста Людовика XIV. Один из наиболее выдающихся исполнителей своего времени, Шамбоньер по праву считается основоположником французской клавесинной школы; в числе его учеников …

Шейн, Шайн Иоганн Герман (Schein)

ШЕЙН, Шайн (Schein) Иоганн Герман (1586, Грюнхайн, Саксония — 1630, Лейпциг) — немецкий композитор. Работал певчим в Дрездене, капельмейстером в Веймаре, с 1616 г. кантор церкви св. Фомы в Лейпциге. Один из самых значительных немецких композиторов 1-й трети XVII в. (в ту эпоху в Германии высоко чтили «трех великих Ш» — Шютца, Шейдта, Шейна). Для …

Шейдт Самуэль (scheldt)

ШЕЙДТ (Scheldt) Самуэль (1587, Галле — 1654, там же) — немецкий композитор и органист. Учился у Я. Свелинка в Амстердаме. В 1609—1630 гг. служил в Галле церковным и придворным органистом, капельмейстером, городским директором музыки. Замечательный органист, Шейдт сыграл важную роль в развитии немецкого органного искусства. Сочиняя почти исключительно инструментальную музыку, он самобытно преломил в своем …

Шпильман

ШПИЛЬМАН (нем. Spielen — играть и Mann — человек) — профессиональный странствующий музыкант в Германии в эпоху средневековья. В буквальном переводе это слово означает — игрец. И действительно шпильманы были искусными инструменталистами. Особенно распространенными в их среде считались волынка, рог, кастаньеты, барабаны, сельская (или колесная) лира.

Шарпантьё Марк Антуан (Charpentier)

ШАРПАНТЬЁ (Charpentier) Марк Антуан (1634 или 1636, Париж — 1704, там же) — французский композитор. Учился в Риме у Дж. Кариссими. После возвращения на родину был учителем музыки, регентом церковных капелл, придворным музыкантом. Сотрудничал с Мольером, написав музыку к его комедиям-балетам «Брак поневоле» (1672) и «Мнимый больной» (1673). Автор нескольких опер (наибольшей известностью пользовалась в …

Шансон

ШАНСОН (франц. chanson — песня) — французская песня, главным образом, народная или — в наши дни — эстрадная. Термин chanson употребляется по отношению к самым различным видам французского песенного творчества разных исторических эпох. Так, в частности, называют и французскую многоголосную песню XV—XVI вв.— один из центральных жанров европейской музыки эпохи Возрождения. Именно в ней ярко …

Шютц Генрих (Schutz)

ШЮТЦ (Schutz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (1585, Кёстриц, Тюрингия — 1672, Дрезден) — немецкий композитор. С 14 лет служил певчим в придворной капелле в Касселе. Получив образование на юридическом факультете Марбургского университета, Шютц уехал в Италию для изучения музыки. С 1609 по 1613 г. живя в Венеции, занимался у Дж. Габриели, которого впоследствии считал своим …