Рубрика «Определения на букву Г»

Галлус (Gallus) Якоб

ГАЛЛУС (Gallus) Якоб (настоящая фамилия Petelin, известен также под именами Handl, Carniolus) (1550, Рибница — 1591, Прага) — чешский композитор, по национальности словенец. Короткая жизнь Галлуса не богата событиями. После недолгой службы певцом в Венской придворной капелле (1574) он скитался по различным монастырям Австрии, Моравии, Южной Силезии. К этому периоду относятся его первые опыты композиции. …

Гавот

ГАВОТ — старинный танец французского происхождения, широко распространенный в странах Европы в XVII—XVIII вв. Название происходит от провансальского gavoto, что означает — танец гавотов (жителей провинции Овернь во Франции). Зародившись в XVI в. в виде хороводного танца, гавот отличался живой манерой изложения, умеренным темпом, квадратностью структуры (четкое деление на двутакты), лапидарным ритмическим рисунком с затактом …

Габриели (Gabrieli) Джованни

ГАБРИЕЛИ (Gabrieli) Джованни (1557, Венеция — 1613, там же) — итальянский композитор и органист. Ученик своего дяди, Андреа Габриели. В 1575—1579 гг. состоял на службе в мюнхенской придворной капелле, руководимой О. Лассо, где, по-видимому, испытал сильное творческое влияние своего наставника. Дальнейшая судьба Габриели вновь связана с родным городом. В 1584 г. он занимает должность 2-го …

Габриели (Gabrieli) Андреа

ГАБРИЕЛИ (Gabrieli) Андреа (около 1510, Венеция — 1586, там же) — итальянский композитор и органист. Учился у фламандского музыканта А. Вилларта, в течение многих лет работавшего в Венеции. Более 20 лет служил певчим в соборе св. Марка. После недолгого пребывания в Германии и Чехии (1562—1564) получил должность 2-го органиста собора св. Марка. Большой популярностью пользовались …

Генерал-бас

ГЕНЕРАЛ-БАС (итал. basso continuo — непрерывный бас) — особый музыкально-технологический прием, связанный с искусством импровизации и сочинения музыки в XVII—XVIII вв. Генерал-бас, иначе называвшийся «цифрованным басом», представлял собой условную запись аккомпанемента к верхнему голосу — мелодии, каждая басовая нота сопровождалась цифровым обозначением, указывавшим, какая именно гармония подразумевалась в данном месте. Исполнитель по своему усмотрению мог …

Гексахорд

ГЕКСАХОРД (от греческого hex — 6 и chorde — струна) — диатонический 6-ступенный звукоряд, широко применявшийся в музыкальной практике средневековья. Введен в XI в. известным итальянским теоретиком Гвидо д’Ареццо. Названия ступеней — ut, re, mi, fa, sol, la — были заимствованы из начальных слогов строк церковного гимна «Ut queant laxis» (см. Сольмизация). Существовали 3 различных …

Галантный стиль

ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ (от франц. galant — учтивый, изысканный) — стиль европейской музыки, получивший широкое распространение в начале и середине XVIII в. По аналогии с господствовавшим в то время направлением изобразительного искусства часто именуется стилем рококо. В противовес «ученой» полифонии и возвышенной строгости классицизма сторонники галантного стиля выдвинули иные критерии: музыка, по их мнению, должна выражать …

Гомофонно-гармонический склад (гомофония)

ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД (гомофония) — способ изложения музыкального «текста», при котором один из голосов — мелодия — играет главенствующую роль, а остальные — подчиненную (гармоническое сопровождение, аккомпанемент). Подобный тип музыкальной фактуры обычно противопоставляют полифоническому, где каждый голос имеет самостоятельное значение.

Гугенотские псалмы

ГУГЕНОТСКИЕ ПСАЛМЫ — духовные песни гимнического склада, возникшие в XVI в. в среде гугенотов,— представителей протестантского движения во Франции. Такие песнопения исполнялись на родном языке (в отличие от непременного атрибута католицизма — латыни) одноголосно (в унисон) и без инструментального сопровождения. Мелодической основой псалмов служили популярные светские напевы, а также народные песни и танцы. Однако характер …

Григорианский хорал

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ — общее название культовых напевов, узаконенных папской властью на рубеже VI—VII вв. и составивших музыкальную основу католического богослужения (см. Григорианское пение). Истоки этих напевов связаны с музыкой Востока, а также с разнообразными влияниями европейского народного искусства. Упорядочение церковных песнопений и создание канонизированного свода мелодий, отражающего эстетические каноны католицизма, положило начало единым формам и …