Рубрика «Определения на букву М»

Месса

МЕССА — многочастное произведение культовой музыки, предназначенное для хора (иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением). Название «месса» происходит от латинского выражения «Не, missa est ecclesia» — «идите, собрание распущено»; этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание,— в церкви могли оставаться только принятые в общину. Поэтому мессой стали …

Муффат, Мюффа Георг (Muffat)

МУФФАТ, Мюффа (Muffat) Георг (1653, Межев, Савойя — 1704, Пассау, Бавария) — австрийский композитор французского происхождения. В юные годы жил в Париже, где изучал музыку Ж. Б. Люлли и других французских мастеров XVII в. С 1671 г. служил церковным органистом в Мольсхейме. В конце 70-х гг. занимал должность придворного органиста в Зальцбурге; 2 года (1681—1682) …

Мутация

МУТАЦИЯ (от латинского mutatio — изменение, перемена) — в музыкальной практике средневековья обозначение перехода из одного гексахорда в другой (см. Сольмизация). Такие переходы осуществлялись на основе искусственного переосознания ступеней: когда мелодия выходила за пределы гексахорда, то какая-либо из его ступеней (за исключением I) получала название начальной ступени (ut) другого гексахорда, в рамках которого и происходило …

Метастазио (Metastasio) Пьетро (настоящая фамилия Трапасси; Trаpassi)

МЕТАСТАЗИО (Metastasio) Пьетро (настоящая фамилия Трапасси; Тгаpassi) (1698, Рим — 1782, Вена) — итальянский либреттист-драматург и поэт. В молодые годы изучал основы певческого искусства и композицию, занимаясь под руководством Н. Порпоры. С 1730 г. придворный либреттист и поэт в Вене. Тексты Метастазио использовали для своих опер Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, …

Миннезингер

МИННЕЗИНГЕР (нем. Minnesinger, букв, — певец любви) — средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики. Искусство немецкого миннезанга, широко распространенное в XII — XIV вв., зародилось под воздействием песен трубадуров, но особенно сильное влияние оказала на него народная культура. Основные очаги этого искусства — Эйзенах, Вена, Вартбург (в 1207 г. в Вартбурге …

Морли Томас (Morley)

МОРЛИ (Morley) Томас (1557, Лондон (?) — 1603, там же) — английский композитор. Ученик У. Бёрда. В течение многих лет служил в королевской капелле (сначала органистом, затем певцом). Один из ведущих английских полифонистов 2-й половины XVI в. Много сделал для популяризации в Англии итальянского мадригала, уделив этому жанру основное внимание и в собственном творчестве. Кроме …

Монтеверди

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567, Кремона — 1643, Венеция) — итальянский композитор. Монтеверди было суждено жить и творить в ту переломную эпоху, когда многовековой процесс развития полифонических форм в музыке достиг своего логического завершения и началось становление нового, гомофонно-гармонического стиля. Среди немногочисленной группы музыкантов, которые на исходе XVI в. подняли борьбу против безраздельного господства полифонии в …

Миколай из Кракова (Mikolaj z Krakowa)

МИКОЛАЙ ИЗ КРАКОВА (Mikolaj z Krakowa) (1-я половина XVI в.) — польский композитор и органист. Биографических сведений о нем не сохранилось. Наследие Миколая из Кракова охватывает различные жанры: он писал церковные произведения, известны его органные прелюдии и органные транскрипции вокальных пьес других композиторов. В 2-х табулатурах 40-х гг. XVI в. опубликованы его духовные песнопения, а …

Мича Франтишек Вацлав (Mica, Mitsha)

МИЧА (Mica, Mitsha) Франтишек Вацлав (1694, Тржебич, — 1744, Яромержицы) — чешский композитор. Выступал также как дирижер и певец (тенор). Первым начал писать оперы на чешские тексты. В 30-х гг. XIX в. была найдена его «Sinfonia in Re», один из ранних образцов этого жанра (создание ее относится, по-видимому, к 30-м гг. XVIII в.). Отличительная черта …

Мореска

МОРЕСКА (исп. moresca, буквально — мавританская) — старинный мавританский танец, распространенный в Испании и Италии в XIV—XVII вв. Живой по характеру, танец этот нередко завершал придворные празднества или музыкально-сценические представления. Мореску использовал Монтеверди в финале оперы «Орфей» (1607).