Рубрика «Определения на букву М»

Мадригал

МАДРИГАЛ — вокальное произведение светского характера, связанное преимущественно с лирико-поэтической тематикой и изложенное в относительно свободной форме. С этим жанром тесно связан почти 4-вековой период развития европейской музыкальной культуры: первые образцы мадригалов появились в конце XIII в., а с середины XVII в. — после возникновения оперы, оратории и кантаты — мадригал начинает исчезать. Родина его, …

Меруло Клаудио (Merulo, настоящая фамилия Мерлотти; Merlotti)

МЕРУЛО (Merulo, настоящая фамилия Мерлотти; Merlotti) Клаудио (1533, Корреджо — 1604, Парма) — итальянский композитор и органист. Был одним из лучших органистов своего времени. Образование получил под руководством французского музыканта Менона, затем занимался у Дж. Донати. В 1556 г. начинает работать органистом в Брешии, но уже через год его приглашают в Венецию, где он играет …

Мерула Тарквинио (Merula)

МЕРУЛА (Merula) Тарквинио (около 1590, Кремона (?) — 1665, там же) — итальянский композитор и органист. С 1623 г. служил капельмейстером в Бергамо; в 1624—1626 гг. придворный органист польского короля Сигизмунда III. По возвращении в Италию служил органистом и капельмейстером в Кремоне (1626—1638), с 1639 г. — в Бергамо, с 1652 г. — снова в …

Менестрель

МЕНЕСТРЕЛЬ (лат. ministrialis — состоящий на службе) — средневековый музыкант и поэт во Франции и Англии, обычно находившийся в услужении у знатных феодалов. Служа у трубадуров, менестрели пели их песни, а часто сочиняли или подбирали к ним мелодии. В то же время они были носителями народных традиций в музыкально-поэтическом искусстве средневековья. В XIV—XVIII вв. в …

Маттезон Иоганн (Mattheson)

МАТТЕЗОН (Mattheson) Иоганн (1681, Гамбург — 1764, там же) — немецкий музыкальный теоретик и композитор. Получил широкое образование как музыкальное, так и гуманитарное. Обучаясь музыке с 6 лет, изучал основы композиции, дирижирования, игру на гамбе; кроме того, брал уроки танцев и пения; в совершенстве владел многими языками. Несколько лет работал в Гамбургском оперном театре, сначала …

Мейстерзингер

МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meister — мастер и Singer — певец) — поэт и певец из среды немецких цеховых ремесленников XIV—XVI вв. Мейстерзингеры не были, как правило, музыкантами-профессионалами. Зажиточные бюргеры, цеховые мастера (оружейники, башмачники, портные, стекольщики и т. п.), они объединялись в своего рода общины (школы); вступавшие в такие объединения должны были показать исчерпывающее знание огромного количества …

Менуэт

МЕНУЭТ — старинный танец французского происхождения, широко распространенный в Европе в XVII— XVIII вв. Народным прообразом его послужил хороводный танец бретан-ской провинции Пуату. Исполнялся мелкими шагами (название «менуэт» происходит по-видимому от menus mouvements, что означает — малые движения), в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями; размер 3/4. В конце XVII — начале XVIII …

Маски

МАСКИ — увеселительные представления, происходившие при английском дворе в XVI—XVII вв. в честь какого-либо праздника или торжественного обряда. Музыка играла в этих представлениях довольно значительную роль, но не была, однако, ведущим, организующим началом. Маски представляли собою пышное зрелище, своего рода театрализованный дивертисмент, отличавшийся роскошью и блеском оформления. Здесь чередовались бальные танцы, маскарадные шествия, выступления певцов …

Маршан Луи (Marchand)

МАРШАН (Marchand) Луи (1669, Лион — 1732, Париж) — французский органист, педагог и композитор. Считался одним из лучших органистов-виртуозов Франции конца XVII — начала XVIII вв. Уже в 15-летнем возрасте сделался соборным органистом в Невере; с 1698 г. служил при иезуитской школе в Париже. В 1708—1714 гг. придворный органист в Версале. В 1717 г. Маршан …

Марчелло Бенедетто (Marcello)

МАРЧЕЛЛО (Marcello) Бенедетто (1686, Венеция — 1739, Брешия) — итальянский, композитор и поэт. Композицию изучал под руководством Ф. Гаспарини; по-видимому занимался также у А. Лотти. Принадлежа к патрицианской знати и получив юридическое образование, Марчелло занимал в течение жизни различные ответственные должности в магистрате венецианской республики. И хотя он скромно считал себя музыкантом-дилетантом (в его личной …