Рубрика «Определения на букву П»

Пёрселл Генри (Purcell)

ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (около 1659, Лондон — 1695, там же) — английский композитор. Величайший музыкант Англии, Пёрселл жил и творил в трудную для развития национального искусства эпоху. Последний из могикан английской музыки периода ее расцвета (XV—XVII вв.) он сумел силой своего гения вывести музыкальное искусство Англии на одно из первых мест в Европе. Но задушенная …

Павана

ПАВАНА — один из старейших бальных танцев. Возник, по-видимому в конце XV в. в итальянском городе Падуя (отсюда и название Padovana или Pavana). По другой версии, это танец испанского происхождения: многие исследователи утверждают, что характер исполнения паваны — плавный, величавый — указывает на связь его названия с испанским pavo — павлин. В XVI в. павана …

Пахельбель Иоганн (Pachelbel)

ПАХЕЛЬБЕЛЬ (Pachelbel) Иоганн (1653, Нюрнберг — 1706, там же) — немецкий композитор и органист. Глава средненемецкой школы, он был связан в своей деятельности с Веной, Штутгартом, Эрфуртом и др. Находясь в Эйзенахе, познакомился и сблизился с отцом И. С. Баха. Один из лучших органистов предбаховского времени, Пахельбель создал значительное число органных композиций. Уделяя много внимания …

Пассакалья

ПАССАКАЛЬЯ — старинный танец испанского происхождения, завоевавший широкую популярность в XVII—XVIII вв. в западноевропейских странах. Как сольный танец был особенно распространен во Франции при Людовике XIV. В оперные и балетные спектакли пассакалью ввел Ж-Б. Люлли. Отличительные черты этого танца — медленный темп, 3-дольный размер, сосредоточенная величавость музыки. Характерно, что пассакальей, во многом напоминавшей торжественное шествие, …

Песни гёзов

ПЕСНИ ГЁЗОВ — род песен, получивших распространение в Нидерландах в XVI в. Слово «гёзы» (Gueux) буквально означает — нищие. Между тем, это определение относилось в ту пору главным образом к представителям дворянства, которые старались использовать в своих целях недовольство демократических слоев населения государственными порядками и законами. Эти «плебеи» демонстративно одевались в лохмотья и распевали песни, …

Партита

ПАРТИТА — итальянское обозначение сюиты, цикла разнообразных пьес контрастного характера (итал. partita-разделенная на части). Кроме традиционных для старинной сюиты танцев (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), партита нередко включает и нетанцевальные пьесы, такие как павана, форлана, пассакалья, прелюдия, ария и др. Некоторые свои сюиты И. С. Бах назвал партитами (например, знаменитые 6 партит для клавира). Термин «партита» …

Пёри Якопо (Peri)

ПЁРИ (Peri) Якопо (по прозвищу «Кудрявый» или «Длинноволосый») (1561, Рим (?) — 1633, Флоренция) — итальянский композитор, певец, органист. «Главный директор музыки и музыкантов», участник Флорентийской камераты, Пери является автором первой в истории оперы «Дафна» на текст поэта О. Ринуччини, ученика Тассо. Опера была поставлена в 1597 г. (по нов. ст. в 1598) и имела …

Пастиччо

ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, буквально — паштет, в переносном смысле — смесь) — опера, музыка которой либо заимствована из ранее написанных оперных произведений одного автора, либо сочинена несколькими композиторами (в последнем случае каждый из авторов пишет определенную часть оперы, чаще всего одно действие). Если опера «монтируется» из ранее созданных сочинений, то новый текст обычно приспосабливают к …

Палестрина Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)

ПАЛЕСТРИНА (Palestrina) Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525, Палестрина, близ Рима — 1594, Рим) — итальянский композитор. Творчество Палестрины по праву считается вершиной хорового искусства эпохи Возрождения. Именно с его музыкой связывают обычно то «прояснение» полифонического стиля, которое стало своего рода музыкальным символом эпохи. Вокальная полифония, достигшая высокого уровня в творчестве нидерландских мастеров, получила в …

Полифония

ПОЛИФОНИЯ — одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов (греч. poly — много, phone — звук, т. е. букв, многоголосие). Исключительно широкое распространение полифонический стиль получил в средние века. Наиболее ранние жанры и типы многоголосия, такие как органум, дискант, кондукт, а также мотет возникли и развивались как формы …